Гринвошинг: как маркетологи обманывают нас

Осознанных потребителей становится с каждым годом всё больше. Это очень радует. Люди хотят пользоваться безопасными средствами, питаться не только вкусными, но полезными продуктами. Казалось бы, одни плюсы. Но у этой ситуации есть обратная сторона: многие производители пользуются этим и любыми способами создают видимость эко-продукции. Это и есть гринвошинг, или, как мы его часто называем в рамках проекта, «зелёный камуфляж». В его основе — лишь грамотный маркетинг, а не забота о здоровье потребителей. Как не попасться на удочку маркетологов и распознать действительно качественный и безопасный продукт, расскажу в новой колонке.

Что такое гринвошинг

Всё началось с полотенец. В конце 1980-х американец Джей Вестервельд во время отдыха в отеле на о.Фиджи увидел таблички с просьбой отказаться от замены полотенец и белья в течение всего пребывания. Таким способом администрация отеля якобы заботилась об окружающей среде, помогала экономить воду и сохранить ресурсы планеты. На самом деле им удавалось прилично экономить на стирке. Джей назвал это гринвошингом по аналогии с термином «whitewashing» (с англ. «отбеливание», «приукрашивание»). Сегодня этим термином пользуются во всём мире.

В целом гринвошинг означает позиционирование продукции в качестве экологичной без достаточных оснований на это. Производители понимают, что многие люди в последнее время действительно более охотно покупают «экотовары». Но сделать свою продукцию такой — дорого. Намного проще и дешевле создать видимость «зелёного» курса.

Поэтому сегодня лишь некоторые производители действительно работают с составами, меняют их в лучшую сторону, в то время как большая часть просто рисует новую упаковку. Что мы получаем в итоге? За зелёными баночками с листочками и отметками «эко», «био» скрываются всё те же парабены, канцерогены, синтетические отдушки и красители.

Примеры гринвошинга

По данным исследований, примерно четверть российских компаний использует гринвошинг. Казаться eco-friendly они стараются через рекламу, «зелёные» пиар-акции, различные эко-отметки. А некоторые идут даже на откровенный обман и наносят на упаковку значок экосертификата, не получив официально такой сертификат. Ещё одна популярная разновидность гринвошинга — представлять безвредность продукта как экологичность. К классическим примерам гринвошинга можно отнести:

— энергетическое предприятие, на котором якобы применяют «экотехнологии», но они совсем не сочетаются с неэкологичным производством, на котором допустимы, например, разливы нефтепродуктов;

— магазин, который принимает обратно проданные пластиковые пакеты или старые вещи, но не имеет возможности их переработать и просто отправляет на сжигание вместе с другими отходами;

— бренд косметики, создающий средства якобы из натуральных ингредиентов, но при этом в каждом из них можно найти силиконы, микропластик и другие критичные компоненты.

Производитель делает акцент на растительные вещества и безопасные активы, указывая их первыми в составе, а критичные компоненты — в конце и мелким шрифтом. Также обычно на упаковке таких товаров присутствуют слишком обобщённые, размытые утверждения, которые сложно проверить, например, «на отваре трав», «100% органик», «экологически чистый» и другие.

Как не остаться обманутым

Чтобы не стать жертвой гривошинга, рекомендую искать на упаковке не отметки с размытым смыслом и картинки зелёных листочков, а достоверные международные сертификаты. Кстати, как правило, проверить реальное наличие экомаркировки у бренда довольно просто: для этого стоит лишь зайти на официальный сайт сертифицирующего органа.

Также, конечно, изучение состава поможет уберечь себя от обмана. Понятно, что не все разбираются в сложных химических названиях, но можно запомнить самые основные и обращать на них внимание.

Не верьте пустым обещаниям, а только своим глазам, и тогда в этой «игре» с производителями можно будет победить.